О работе с голосом в родах

О работе с голосом в родах

Многие акушеры и гинекологи считают, что современные женщины разучились рожать, что в родах они ведут себя плохо, сильно нервничают, не по делу кричат, не умеют расслабляться. Расслабление… Мы часто слышим это слово. Гинеколог, осматривая пациентку на кресле, сурово повторяет: "Расслабьтесь, женщина!" В родах акушерка беспрестанно твердит: "Расслабься, ребенка зажмешь!" К сожалению, врачи не задумываются над тем, что современная женщина не знает как расслабиться. Ее тело забыло, как это — по-настоящему расслабиться. А ее сознание никто этому не учит. Любому человеку подсознательно сложно расслабиться вот так, сразу. Потому что не двигаться — значит не жить. www.gemschool.ru

Полностью расслабленным может быть только мертвый. Ну а если тело находится в экстремальной для него ситуации? Как расслабиться на процедуре у врача или в родах? Тело будет изо всех сил сопротивляться расслаблению в борьбе с болью, с опасностью "не жить".

В такие моменты ум не может управлять телом. И, уж конечно, не может им управлять стоящий рядом врач или акушерка. Но связь ума и тела в родах необходима. Для того, чтобы женщина могла сэкономить и правильно распределить силы во время родов; для того, чтобы ребенок чувствовал поддержку мамы во время родов; для того, чтобы тело смогло хорошо справиться со своей задачей — родить ребенка. На наших занятиях мы учим женщину расслабляться. При слове "расслабление" человек обычно представляет себе сидящее или лежащее тело, закрытые глаза, отвлеченное внимание. Но в нашем понимании расслабление — это управление телом, активное расслабление. Большую роль в этом процессе играет работа с голосом. Кто-то может возразить: "Чем тут заниматься, женщина и так орет на родах как резанная". Вот именно — "орет". Но беспорядочный крик дезориентирует и отнимает силы. А если женщина решает вдруг не кричать и зажимается — она увеличивает напряжение тела и тормозит роды. А есть женщины, которые на родах поют, поют с помощью специальной техники звукоизвлечения "на опоре".

Существует много «объективных» причин для того, чтобы использовать в родах голос. Прежде всего, важно то, что рот и горло рефлекторно связаны с родовыми путями. Раскрытие рта и освобождение от зажимов горла способствуют более быстрому раскрытию и расслаблению шейки матки, то есть, укорачивает и облегчает период схваток. Пение вообще расслабляет тело, помогает ему обрести свой автоматизм. Это тоже большая проблема современного человека. Переселение в Город, в условия большой скученности и малометражных квартир привело не только к утрате народных традиций (в том числе — голосовых), но и в большой степени к потере знания и понимания своего тела. Удерживая свое тело под постоянным сознательным контролем, ограничивая широту движений и умеряя жесты, современнный человек теряет контакт со своим телом, перестает доверять ему. Но роды — это процесс тела, причем плохо конролируемый сознанием. И голос прекрасно помогает телу «найти себя» в родах, а сознанию — довериться телу.

Важна роль голоса и в создании родовой обстановки. Голос как бы дезинфицирует пространство — освобождает от лишних эмоций, посторонних интересов. «Разгоняет злых сущностей» — как говорили в народе. Он оживляет родовое пространство, делает его сопереживающим, наполненным; высвечивает для роженицы маршруты ее родового пути. Голос ограничивает и надежно защищает родовое пространство. Лишние люди не входят в него, а нужные — сразу же оказываются вовлеченными и понимающими. Когда муж входит в роды вместе с женой, голос удивительно сонастраивает их, позволяет мужу чувствовать и понимать жену без слов. Именно посредством голоса он может поддерживать и оберегать ее. В любых родах бывают моменты, когда женщина сбивается, начинает паниковать. И в это время муж может просто продолжать родовой звук. И этот звук будет ограждением, которое не даст женщине выпасть из процесса, опорой, воспользовавшись которой, она сможет продолжать.

При правильном использовании, звук может стать для роженицы путеводной нитью по родам, поддерживать и направлять ее в родах, подменив в этом качестве боль. И главное назначение голоса на родах — это контроль над расслаблением и работа с болью. Об этом стоит говорить подробно. Работа со звуком неразрывно связана с нашим отношением к родовой боли как к полезному дружескому явлению. От боли не нужно прятаться, не нужно от нее бежать, единственно правильная тактика для роженицы — открываться на боль. И делать это проще всего дыханием, а потом — голосом.

Голос рождается из дыхания. И с дыхания мы начинаем свою работу. Когда схватки становятся для женщины достаточно ощутимыми (еще не болезненными, но ощутимыми), роженица начинает правильно дышать. Легче всего провести схватку на выдохе. Хорошо, если выдох займет по времени всю схватку. В начале родов, пока схватки длятся 30-40 секунд, это вполне возможно. Использование такого дыхания способствует усилению необходимых родовых психических изменений. Женщина все глубже уходит в себя, занимая на схватке остатки своего сознания контролем дыхания. Подсознательно жизнь человека ассоциируется с его дыханием. Жизнь и смерть различаются наличиемотсутствием дыхания. И забота о дыхании, особенно учитывая, что состояние сознания в родах меняется, становится первостепенной. На этом фоне появление боли схватки не кажется особенно важным.

Я, моя жизнь — это дыхание, а боль — это нечто отдельное, не имеющее ко мне прямого отношения. Боль существует, но это нечто отдельное от меня. По мере того, как схватка удлиняется, а родовые пути расскрываются, длины выдоха перестает хватать. В это время роженица начинает присоединять к выдоху голос. Внешне это может выглядеть как тихий стон или вой. Вместе с голосом выдох может легко продолжаться 50 секунд и снова закрывать всю схватку. Звук помогает женщине концентрироваться на дыхании. Голосом женщина как бы гонит боль впереди себя. По мере усиления боли, пение женщины становится все громче. Рот открывается сильнее, и это дополнительно стимулирует раскрытие шейки матки. Громкий звук «а» раскрывает и расслабляет горло. На таком звуке можно провести схватку длинной более минуты и спокойно пережить максимальную схваточную боль.

В отличии от схваток, потуги — достаточно агрессивная стадия, это пора активного действия. И если роженица продолжает пользоваться голосом, издаваемый звук меняется. Из продольного и тягучего он превращается в агрессивный, наездной. Женщина как бы тужится звуком. Звуком подгоняет и усиливает свою потугу, звуком атакует свою боль. Это и есть сознательные роды: связь тела и ума, полное осознание процесса родов и полное расслабление. На протяжении всех родов по издаваемому женщиной звуку можно судить о качестве боли, о состоянии родовых путей и, следовательно, о продвижении ребенка. И на последнем этапе потуг, самом болезненном и космическом, звук, повышаясь на тон от потуги к потуге, улетает на недостижимую высоту, становится запредельным. Особенно поражает красота родового звука. Даже те женщины, которые никогда раньше не пели, звучат в родах чисто и глубоко, своим звучанием как бы подчеркивая красоту рождения…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.